Когда я был в длительном ретрите над Дхарамсалой, три года я занимался только медитацией на Ламрим, я даже не помню, начитал ли я сто тысяч мантр прибежища. Мантру Ваджрасаттвы я читал, но тоже не подсчитывал, не добивался того, чтобы начитать сто тысяч.
Поэтому получается, что во всех сутрах Будды также не говорится о необходимости начитывать по сто тысяч того-то и по сто тысяч того-то. Эти четыре нендро необходимы перед тем, как вы, допустим, уходите в длительный ретрит по Ямантаке. Тогда встает вопрос о выполнении этих четырех нендро. Для того чтобы человек мог уйти в традиционный ретрит по Ямантаке, который длится три года и три месяца, перед этим рекомендуется полностью сделать все четыре нендро.
Но тем, кто выполнял медитации на Ламрим, даже нет необходимости выполнять эти четыре нендро, они могут после медитации на Ламрим сразу приступить к ретриту по Ямантаке. Они являются более подходящими сосудами для ретрита по Ямантаке, потому что их ум готов лучше к этому ретриту.
Те люди, у которых было мало времени для медитаций на Ламрим, и они хотят провести длительный ретрит по Ямантаке, вот им духовный наставник рекомендует, по крайней мере, сделать четыре нендро, потому что, как он говорит, у них нет достаточно заслуг для такого длительного ретрита.
Как видите, даже для ретрита по Ямантаке лучшая предварительная практика – это Ламрим. Настоящее нендро Ямантаки – это три основы пути, а не сто тысяч того-то или сто тысяч того-то. На три основы пути: отречение, бодхичитту и мудрость познающую пустоту надо сделать основной упор. Из этих трех основ главный упор надо сделать на бодхичитту.
Медитация на отречение и все остальное должно быть вспомогательным средством для порождения бодхичитты. Бодхичитта должна быть вашей основной практикой.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.