В России против этого взгляда на мир часто высказываются люди, которые себя называют сторонниками так называемого православного мировоззрения. И среди них есть так называемые православные психологи. И эти коллеги очень часто у меня интересуются, верю ли я в Бога; эта запись в блоге родилась именно как реакция на практику православных психологов. Меня занимает вопрос: а нужно ли вообще эти так называемые православные идеи привносить в психологию?
Как я уже говорил, православные психологи меня спрашивают, верю ли я в Бога. Хочется перед ответом на этот вопрос уточнить у них, а что же такое, по их мнению, «Бог»? И что они понимают под «верой»? Здесь надо обратиться к взглядам, которые лежат в основе их вопросов.
В христианском понимании Бог — это некое существо, которая находится в ином, нематериальном мире, внешнем по отношению к миру жизни людей, и это существо вечно. Христиане также считают Бога основой ценностей — истины, доброты, морали, красоты. Хочется спросить коллег — православных психологов — о том, полезно ли в работе опираться на христианские идеи? И здесь оставим в стороне споры богословов, которые часто кажутся бесполезными сами по себе, а уж тем более — бесполезными, если идет речь о воплощении на практике связанных с ними идей.
Понимаете, даже если есть Бог (оставим вопрос о Его существовании в стороне, это отдельная тема), то Его существование не освобождает нас от свободы выбора. Те же христиане верят, что Бог дал человеку такую свободу. Но если у нас есть свобода выбора, то она означает и свободу выбирать свои собственные представления о морали, истине и доброте. А если в мире нет Бога, а мы живем во вселенной, в основе которой нет человеческих ценностей, смыслов, которая холодна к человеку, то это нас также оставляет со свободой выбора идеалов, а наше человеческое существование становится единственной основой существования моральных ценностей в бессмысленном мире.
С другой стороны, конечно, человек способен создавать свои собственные концепции устройства мира, и он вправе создать представление о Боге. Религиозная сфера может стать одной из областей его самореализации, наполнить жизнь смыслом. Но только следует помнить, уважаемые православные психологи, что принятие ценностей религии — это только один из возможных путей самореализации. Возможны и другие пути; это все решения, которые принимают сами люди.
Допустимо ли в таких ситуациях навязывать людям мировоззрение православного терапевта? А что если для человека этот взгляд неприемлем? Кроме того, как раз перенесение с себя ответственности на кого-то или что-то — это частая причина психологических проблем. Стоит ли создавать человеку готовую систему ценностей, готовые ответы для того, чтобы дать ему повод перенести вовне свою ответственность? Нужны ли человеку эти костыли? Ведь человек должен сам идти, опираться на свои ноги. То есть опираться на ценности, полученные благодаря своему свободному выбору. В любом случае, коллеги, нужно помнить, что за человека никто выбор не сделает и его жизнь за него не изменит. По этой причине мне кажется необходимым напоминать человеку о важности его собственного выбора, помогать ему приблизиться к его ценностям и смыслам.
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.