Наши предки начинали празднование Купалы 20-22 июня, в день летнего солнцестояния: вечером, ночью и в самый день Ивана Купала. Сам праздник проходил именно в период когда солнце подходило к зениту — было в самой высокой точке над землёй и одаривало землю больше всего светом и теплом, проявляя большую чудодейственную и целебную силу для всего живого.
Этот праздник припадает на день летнего солнцестояния(солнцеворота), по этому символизирует рождение летнего Солнца — Купалы, и этим завершает путь весеннего Солнца — Ярилы.
Главными персонажами праздника являются Купала и Марена, которые представляют мужское(солнечное, огненное) и женское(водное) божества. Эти два божества символично на празднике выбирались среди парней и девушек, либо символично делались в виде чучела. Объединение женского и мужского в стихиях рождает новую жизнь, которую на празднике символизируют ветки вербы — Купалица.
Праздник начинается ближе к ночи, перед самим Купала. Главным элементом, возле которого происходят все действия, является купальский костёр(огонь), который символизирует солнце-зародыш в материнской утробе.
Ближе к вечеру незамужние, а порой и замужние, девушки плели венки и бросали их в речку, в надежде найти суженного, а парни должны были словить эти венки из быстрого течения реки. Чей венок парень ловил, та девушка должна была его поцеловать и провести с ним ночь на Ивана Купала и всё празднование.
Если девушки заставляли парней(огонь) зайти за венком в свою стихию(воду), то после того как запалили огонь на закате солнца, парни перепрыгивают через костёр сперва сами, показывая свою удачу и ловкость, а после, когда костёр немного утихнет, и в паре с девушкой, чей венок поймали.
Каждый считал за честь очистится огнём, трижды перепрыгнув через костёр. Существуют приметы связанные с этим: если парень перепрыгивая костёр прыгнул выше всех и выше костра — в его семье будет хороший урожай, если вскочил в огонь — жди беды. Когда ж удачно перескочили костёр парень с девушкой — то быть им помолвленными и в браке долго и счастливо в мире и ладе. по этому, важно знать, что нельзя прыгать через купальский костёр с абы-кем, а только со своими суженным(суженной).
В Ивана Купала парни спускали с горы огненное колесо-солнце(символ летнего солнцеворота) или же раскручивали его на столбе под общее веселие.
Когда все забавы заканчиваются, люди зажигают от костра свечи, ставят их в венки и пускают по воде в речку, так отдают уважение и почёт предкам.
Купальская ночь и Купальские огни
Когда вечерело, девушки и парни собирались отдельно и шли в лес. Девушки пели песни и несли ветку — большую верхушку черешни, вишни, яблони или клёна. Придя в лес, устанавливали веточку в землю и украшали её полевыми цветами, в частности, любистком, розами, барвинком, украшали конфетами, бубликами и испеченным в виде птичек, украшали разноцветными лентами. На вершину нанизывали небольшой венчик из барвинка. Незаметно в нескольких местах привязывали крапиву и колючие сорняки.
В это время ребята добывали живой огонь — терли сухие ветки — и разжигали костер. Сначала в землю вбивали длинную палку, вокруг нее накладывали хвороста и, получив живой огонь, четыре парня одновременно поджигали этот костер с четырех сторон. И когда огонь освещал место празднования, ребята разглядывали девушек и договаривались, кто какую девушку будет ловить.
Девушки вокруг своего веточки водили хоровод, пели купальские песни:
o Ой, вербо, вербице!
o Час тобі, вербице, розвиватися!
o Ой, ще не час, не пора.
o Час, тобі, Іваночку, женитися!
o Ой, ще не час, не пора:
o Ой, ще ж моя дівчина молода...
o Та нехай до літа, до Йвана,
o Щоб моя дівчина погуляла.
o Та нехай до літа, до Петра,
Щоб моя дівчина підросла.Ребята сразу подбегали к девушкам со всех сторон, пытаясь выхватить веточку, выдрать его из рук девушек. Девушки не давали… В конце веточку совместно ломали и бросали в костер. Девушки разбегались во все стороны, ребята их ловили и несли к огню. Там они становились в круг вокруг костра, шли по солнцу и пели купальские хороводные песни.
Сначала через костер прыгали старшие ребята, затем — попарно, парень с девушкой.
Поздней ночью огонь разбрасывали по поляне, затаптывали его ногами, потому что эти остатки купальского огня есть волшебные. И когда ведьма или упырь или оборотень получат что-то из этого огня, могут причинить зло людям.
На сегодня я заканчиваю первую часть описания мистического праздника Ивана Купала.Завтра продолжим тесное ознакомление с ним снова:) Счастливого празднования!
Информация частично бралась из источника "Тайны славянских богов. Мир древних славян магические обряды и ритуалы. Славянская мифология христианские праздники и обряды" под авторством Ф. С. Капица
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.