Краткая история развития Аркана Маг, разнообразие изображений в различных колодах. Если рассматривать история развития мага, то можно заметить, что изначально, Аркан Мага представлял собой фокусника, рыночного мошенника, показывающего фокусы и при помощи этого зарабатывающего деньги. Таковым его можно увидеть в первом дошедшем до нас Таро, Висконти.Таким же он остается и в Марсельском Таро, хотя тут есть уже свои особенности.Стоит отметить, что Марсельское Таро – первая эзотерическая колода, и тут у мага над головой уже можно увидеть шляпу, образующую знак бесконечности. Этот же символ бесконечности в последствие использует в своей колоде и Уайт, выводя Таро на новый эзотерический, философский уровень.
Архетип Мага в мифологии и фольклоре
Традиционно карту Мага связывают с Меркурием или Гермесом. В алхимии – с ртутью, для людей того времени, это воплощенный парадокс – жидкий метал. Говоря о Гермесе – мы говорим о прекрасном, обаятельном, красноречивом обманщике, который только родившись, угнал коров Аполлона, и при этом даже его отец Зевс, довольно строгий к своим чадам, не смог гневаться на него. Гермес – бог торговли и рациональных знаний, умеющий всегда выйти сухим из воды. Балансирующий на грани, проводник душ в подземный мир. Здесь мы опять сталкиваемся с взаимодействием со смертью, о чем мы говорили в прошлом абзаце.
Гермес был единственным из греческих богов, легко путеществующим между миром живых и мертвых. Уайт в своей колоде связывал Аркан Мага с восьмеркой – числом Меркурия (Гермеса), на меркурианские мотивы Аркана указывает и общий желтый цвет Аркана. Но 8-ка, о чем так же пишет Уайт, это еще и число Христа. Христианский гностицизм говорит о возрождении во Христе, как о превращении в «восьмерицу». Довольно любопытно, на мой взгляд, это выражено в колоде Таро «Золотых Икон», где в качестве Аркана Маг представлена сцена сцена из Евангелие, где Иисус пробуждает к жизни Лазаря, воскрешает его. Если говорить о христианстве, безусловно, архетип Мага воплощается во Христе, который, для христианского мира, символизирует начало и конец сущего, победившего смерть и через принятие смерти, искупившего грехи человечества. В египетской мифологии Архетип мага представлен в культе Бога Осириса. Говоря о фольклоре, хочется упомянуть еще одну историю, обыгранную в FairyTale Tarot, здесь аркан Мага представлен как простой мальчик, получивший магические таланты через взаимодействие с Драконом (драконы и змеи так же во многих культурах являются один из символов мира загробного). На самом Аркане изображен мальчик, открывающий шкатулку, в которой он хранит чешуйку от шкуры дракона бурь. Опять же мы можем говорить здесь о взаимодействие с силами превышающие человеческие, дарующие неограниченные возможности, но вместе с тем, способные уничтожить адепта.
Сразу на ум приходит сказка описанная Карлом Гюстофом Юнгом в своей книге «Дух Меркурия», где мальчик находит бутылку с духом, который ему представляется как дух Меркурия, когда мальчик откупоривает бутылку, герметично запечатанную (т.е. закрытую знаками Гермеса, интересная тема для размышления) Дух грозится убить беспечного парня. Но мальчик хитростью вновь загоняет Дух в бутылку, после чего заключает с ним соглашение и, в обмен на свободу, тот дарует мальчику неслыханные богатства. Эта история довольно ценна для понимая Аркана Маг, причем, тут мы видим Мага и в лице хитрого юноши, и в лице Духа Меркурия, с которым напрямую связывают Аркан Мага. Не трудно понять, что с психологической точки зрения, Дух и Мальчик едины, с одной стороны, Дух воплощает скрытый потенциал парня, с другой, его безграничные возможности, загнанные в подсознание.
Во второй части нашей статьи мы коснемся психологических аспектов данного Аркана.
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.