Наш, «отечественный», Змей Горыныч
Змей Горыныч — один из распространенных персонажей, появившейся в славянской мифологии, представляет собой многоголовую змею, количество голов у Горыныча, обычно кратно 3-м, чаще всего 3, 6, 9, 12, но бывает и 5,7, классическая «комплектация», включает в себя 3 головы. О теле змеюки говорится редко, но лубочные картины чаще всего оснащают данное существо длинным хвостом, когтями. По своим должностным обязанностям Горыныч, как правило сторожил Калинов Мост (хотя, я сомневаюсь, что кто-то его пытался украсть или исписать нецензурными словами), это мост через горящую реку Смородину, которая разделяла Мир живых или мертвых. Т.е. в данном случае, наш Змей выполнял роль такого медиатора, коими на самом деле изобилует славянская мифология. Еще одним пунктом за данное предположение выступает тот факт, что непосредственно подчинялся Горыныч Кошею Бессмертному, чья выдающая личность заслуживает отдельной статьи, скажем пока, что чаще всего он олицетворял Смерть.
Еще одним занятным моментом в изучении нашего Змея мне показалось то, что по сути, он объединяет в себе 4 стихи. Часто он живет в воде, даже если, чтоб его найти нужно подниматься в гору, он все равно вылазит из озера-болота-реки, он склонен к полетам и, как известно, извергает языки пламени, кстати, не всегда через рот (нет, ни то, что Вы подумали), иногда имеет огненные крылья.
Драконы «импортные».
Некоторые исследователи разделяют Драконов и Змеев на два архетипа, кто-то объединяет. Надо отметить, что архетип является довольно широко распространенным, и существует как в европейских и восточных странах, так даже в Америках и Австралии. Образ дракона присутствует в мифологии Шумеров, Египта, Японии, Китая, Анд и пр. Нет единого мнения, был ли данный персонаж перенесен, или в разных мифологиях возникал независимо, лично я склоняюсь ко второму варианту, и считаю данный архетип важной частью коллективного бессознательного.
В большинстве народов культ драконов и змеев был связан с культом водоемов, ему приносили в жертву прекрасных девушек, дабы тот или иной водоем не иссякал, разливался (как Нил) и обеспечивал «плюшки» всему народу, в виде урожая. Т.е. стоит отметить, что данный символ напрямую связывался с плодородием, и носил скорее позитивный характер. Например, дракон помогает древнекитайскому герою Юю, волоча свой хвост по земле, тем самым создавая каналы для орошения.
Ну и конечно, широко распространены легенды о похищении девушек Драконом, ну соответственно, спасения или неспасения девушек прекрасными героями, отчасти данный миф можно отнести к мифам описывающим ритуал (мы уже говорили о жертвах девушек, часто в свадебных платьях) драконам рек. Отчасти при помощи данной сказки воспитывалось мужского и отчасти женское население, так как в подобных сказаниях очень ярко показывалась социальная роль мужчин и женщин. Заметим, что украденная девушка никогда не пыталась решить проблему самостоятельно, ни хитростью, ни силой, ни каким иным путем, чаще всего она смиренно пряла, вышивала и пр. В мальчиках наоборот воспитывались смелость, отвага, хитрость, стремление к целям и пр. И совершенно не важно, что большинство «прекрасных дам», лет к 30, если не умирали от обильных родов, ходили с переломанными носами. Стране были нужны воины, поэтому агрессивное воспитание прививалось с детва.
Драконы и Змеи в христианстве.
В христианстве змеям и прочим пресмыкающимся как-то откровенно не везло, то соблазняли они Еву, выполняя не лучшую функцию (хоть и жили на древе Познания, т.е. символизировали мудрость). То появлялись в виде Левиафана в откровенно психоделической части Евангелие («Откровение Иоанна Богослова»). Потом святой Георгий их копьем терзал, воплощая в себе нового Адама, чем и заслужил огромное почитание во многих странах. Если не ошибаюсь, помимо Москвы, в трех городах герб изображает убийство дракона.
Читала недавно одну статью Матвея Вологжанина, в которой автор довольно остроумно заметил, что дракон на изображениях битвы Георгия Победоносца растет век от века.
В принципе, данная картина логична даже с точки зрения христианства, дракон, как носитель соблазнов, растет, прямо скажем, как на дрожжах. И если раньше прекрасный джентльмен считал зрелищем крайне эротическим и дерзким — увидеть кончик пяточки прекрасной леди, то сейчас увидеть можно все, в разных позах и разных видов, по средствам быстрого просмотра новостей в интернете. Бедному Змею пришлось бы проявить изрядную фантазию, чтоб придумать, чем соблазнить или удивить современного обывателя.
«Дискриминация» змей и драконов церковью продолжается и по сей день, подвергся нападкам христиан памятник дракам в Болгарии, установленный в 2010 г. Последователи Иисуса Христа утверждают, что памятник символизирует Дьявола и Дьволицу.
Змеи и психология.
Тут есть где развернуться, прежде всего, во-первых, как говорилось ранее змеи и драконы часто являются символами половой и христианской энергии. Змея символ фалический, и я думаю, дедушку Фрейда очень позабавило бы изображения Георгия Победоносца, пытающего укротить свою змею, и заметьте, не очень мягкими средствами (надеюсь, я не заставила вздрогнуть мужскую часть читающих). Не стоит забывать и про Змею Кундалини.
Во-вторых, это один из немногих архетипов, связанных напрямую со всеми 4-мя стихиями. В-третьих, Змея, свернутая в кольцо или кусающая себя за хвост (уроборос), является символом перерождения, бессмертия, иногда по мифам кровь дракона даровала бессмертие.В-четвертых, драконы связывались со смертью, я уже писала про Змея Горыныча, сторожившего переход на Калинов Мост, кроме того, драконы часто сторожили золото — метал традиционно ассоциировавшийся со смертью. Вот такое богатое поле для трактовки данного архетипа открывается.
Благодарю всех, кто дочитал. Буду рада Вашим отзывам и комментариям.
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.