Можно даже сказать так: каково само это дело, такова и его история. Есть вещи очевидные; онивозникли в сравнительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, так как хорошо изучены и описаны во множестве книг, учебников и справочников. Таковы различные области практической деятельности, например техника. Самым различным её видам свойственна, как правило, одна и та же схема развития: сначала возникают простые формы, которые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обширные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века. Такое развитие в человеческой деятельности имеет название: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогрессу подвержено всё, с чем сопряжена человеческая жизнь. Отчасти так и есть. Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него. Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям.
На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.
Как человек имеет предков, как река имеет свой исток, так и музыка, какой бы новой и современной она не казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это неоспоримый закон: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.
Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи, — оно властвует над временем. И получается так, как-будто прошлое, это далёкое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас снова и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.
Что же это такое?
Что же за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?
И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?
Вероятно, если мы обратимся к изучению определённой части традиции — например, темы или жанра, — нам удастся прояснить все таинственные глубины, которые несёт в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный аналитический разбор, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовётся тайной искусства.
Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные люди» встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью несовременности — они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.
Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого — памятью истории, культуры, национальных традиций — это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.