Исстари обитатели Кольского полуострова у славян, шведов и норвегов, славились как могучие колдуны. В скандинавских сагах Белое море называли Гандвик ( Колдовской залив), а обитатели Хибинских и Ловозерских тундр «рогатые финны» ( головной убор шамана с рогами у карелов и саамов) считались самыми опасными ведунами. Во многом такая репутация была связана с активно практиковавшимся в этих краях тотемным культом
Медведь – священный зверь, сын верховного бога, спустившийся с неба первопредок людей, пожиратель трупов злых колдунов, что бы они не могли превратиться в злых духов. В 90-х на Кольском, на волне развития малых народов Севера возродили праздник «Тал сир пеййв» (Медвежьи игрища). Праздник проводиться раз в два года, в первые выходные дни ноября. Под звуки бубна и песни медвежью шкуру вывозят на кереже (санках) и растягивают на шестах. Старшая в стойбище женщина должна с завязанными глазами попасть в нее стрелой. Это определит удачу для стойбища на весь следующий год. Если стрела попадет в цель, тогда мужчины споют над ней специальные обрядовые песни и охота будет удачной. На фото – фрагменты праздника в с. Ловозеро.
Собственно говоря, тотемный культ и магия с Хибин никуда не уходили. Когда в уже наше время ретивым археологам удалось пробраться в одно из священных мест, они с удивлением обнаружили рядом с древними артефактами фигурки волка и оленя, отлитые из свинца. В фигурку волка была помещена … монета СССР. После общения с местным населением выяснилась история создания этих скульптурок. На одно оленье стадо стали особенно часто нападать волки. Они уже вырезали много оленей и нападения не прекращались. Объяснение могло быть только одно – хозяин оленей сделал что-то неправильное и за это наказан. Что бы уладить дело местный шаман применил магию, а в святилище поместили жертвенные фигурки волка и оленя. Обряд помог, волки перестали рвать оленей.
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.