Практика Дхармы одновременно и очень трудна, и очень проста. Трудна, если вы не знаете, как правильно практиковать, – тогда вы видите вокруг только врагов, вам кажется, что они мешают вашей практике Учения. Также вам представляется, что Москва – совершенно неблагоприятное место для практики и вы стремитесь сбежать из нее. Дхарма же, и в особенности Тантра, представляются вам чем-то наподобие ракеты,
Чтобы помочь людям избавиться от болезней ума, Будда дал множество учений для многих уровней сознания. Поэтому на вопрос о самой мощной из практик Учения вы должны отвечать: “Та, что будет полезной именно мне”. Если вы счастливы независимо от места, в котором находитесь, – это признак выздоровления вашего ума. Лечение болезни ума дело трудное, но не невозможное. Есть хорошее русское присловье: “Легко пришло, легко ушло”. Если состояние Будды легко пришло, оно и уйдет легко. Вы подумаете, что достигли этого состояния, а через три дня окажется, что оно вовсе не было состоянием Будды. Я постоянно советую вам не стремиться достичь состояния Будды как можно скорее. Помните этот совет, он очень важен. Я могу легко вызвать в вас восторг и возбуждение. Легко заставить вспорхнуть птицу, даже ребенок может это сделать, хлопнув в ладоши. Но очень трудно приучить птиц спокойно сидеть на земле. У вас должно быть много зерна, разбросав которое вы заставите всех птиц спуститься на землю.
Его Святейшество Далай-лама говорит: “Если вы находитесь в восторженном и возбужденном состоянии ума, оно толкает вас как можно скорее достичь состояния Будды. В этом случае эффект будет прямо противоположный, и вам понадобится много времени, чтобы достичь этого состояния”. Его Святейшество приводит следующий пример. Один человек ждет другого и думает, что встреча состоится очень скоро, минут через пять. А другой человек опаздывает на час, и ожидающему этот час кажется бесконечным. Если же человек ждет кого-либо и думает: “Даже если мой друг опоздает на час – ничего страшного, я позанимаюсь практикой”, то время пролетит незаметно. Так работает наш ум.
Поэтому правильно думать так: “Возможно, достижение состояния Будды потребует многого времени. Но я должен создать нужные причины, и тогда результат возникнет естественным образом”. Предположим, через пять лет вы будете удивлены, посмотрев на себя и поняв, как быстро вы достигли многих реализаций. Будьте практичными людьми, прочно стоящими на земле. Даже если я скажу, что дам вам особенную практику, которая через месяц сделает вас Буддой, не верьте. Тантра – действительно быстрый путь. Однако она полезна лишь тем, кто уже заложил хорошую, надежную основу. Иногда люди в России допускают ошибку: они стараются подражать опытным людям лишь внешне, не углубляясь в суть дела. Когда вы учите язык, то начинаете с азбуки. И если вместо изучения букв вы начнете просто подражать другому человеку, который хорошо знает и бегло пишет на этом языке, то ваше сходство будет только внешнее. Ваша рука будет правильно держать ручку и быстро водить ее по бумаге, у вас будет такая же шапка, такая же одежда, длинные четки, но настоящих знаний и умений у вас не будет. Легкомысленные люди могут сказать о вас: “О, этот человек так быстро пишет! Он великий мастер!”
Услышав это, вы попытаетесь писать еще быстрее. В действительности же, когда мы вникнем в суть происходящего, то поймем: лишь один человек из двух пишет по-настоящему. Великие мастера прошлого и есть такие знающие люди, мы же в наши дни берем пример с них и пытаемся им подражать, но попадаем в положение человека, который изображает, что пишет очень быстро. У него нет истинных знаний – лишь быстро двигающаяся рука, в написанных им словах нет никакого смысла.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.