Для того чтобы обрести непосредственное постижение Пустоты, сначала вам нужно обрести концептуальное постижение Пустоты.
Каким же образом познание Пустоты становится противоядием от омрачений? Омрачения – это ложные интерпретации ума. Вы верите в то, каким вам что-то является, вы не стараетесь исследовать эту видимость глубже. Это и есть неведение
Если вы едете куда-то в машине, то вы видите, как слева и справа от
Для людей, у которых нет подобного заблуждения, “я” – это всего лишь обозначение, данное этому телу и уму. Если кто-то называет их дураками, то они спокойно реагируют: “Если я действительно дурак, то этот человек сказал правду. Если я не дурак, то он ошибся. Зачем же мне из-за этого переживать”. Кроме того нет никакого конкретного “я”, которому говорят дурак. Ваш ум не “я”. Этот человек может сказать, что ваш ум дурак, но ведь ваш ум – это не вы. Он может назвать вас уродом, но это будет относиться к вашему телу, а ваше тело – это не вы. Зачем же вам расстраиваться.
Если кто-то назовет этот цветок уродливым, то вы не разозлитесь. Почему? Вы скажете: “Ведь цветок – это не я. Зачем же мне злиться”. Когда кто-то говорит вам, что вы урод, он говорит о вашем теле, которое не вы. Это то же самое и расстраиваться незачем. Тело – не вы, цветок – не вы, так что ни в том, ни в другом случае вам не зачем расстраиваться.
Наш ум все понимает неверно, поэтому даже какой-то пустяк может создать нам большие проблемы.
Иногда из-за какого-то пустяка вы три ночи не спите. Почему? Во всем этом виновато неведение. Там где есть неведение, там есть и омрачения, следовательно, и страдания. Так что если я не хочу страдать, то я должен устранить из своего ума корень всех страданий. Если у дерева уничтожить корень, то все его ветви сами засохнут. Если же вы все время будете подпиливать у дерева ветви, то не избавитесь от этого дерева.
Омрачений много, поэтому просто устранить их одно за другим не возможно. Если бы у меня не было такой теории, то я бы не стал буддистом, я думал бы, что это невозможно.
Ведь в уме огромное количество омрачений, и все их устранить просто невозможно. Но когда я понял, что все эти омрачения исходят от одного корня – неведения, и у него нет никакой логической основы, оно зависит всего лишь от видимости. И если вы проанализируете его, то неведение от этого анализа пошатнется. Тогда я подумал: “Да, это возможно, если я вырву корень, то все ветви засохнут, то есть омрачения, подобные ветвям, сами по себе засохнут и отпадут”. Поэтому я все больше и больше интересовался Мудростью, постигающей Пустоту, потому что это и есть противоядие, которое способно подрубить дерево под корень.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.