Школа Вайбхашика говорит, что все производное и непроизводное существует субстанционально. Из-за такого субстанционального существования возникает много концептуальных мыслей. Школа Саутрантика говорит о том, что только производное имеет субстанциональное существование. Далее, школа Читтаматра говорит, что только ум имеет субстанциональное существование, а все остальное является проекцией ума и не имеет субстанционального существования, то есть они не принимают наличия внешних объектов.
Таким образом, вот
У Нагарджуны было много учеников. Одним из его главных учеников был Буддапалита, который понял конечное воззрение Нагарджуны и раскрыл воззрение Прасангики Мадхъямики. А другой из главных учеников Нагарджуны, Бхававивека, понял воззрение Нагарджуны с точки зрения Сватантрики Мадхъямики, и он представил воззрение Сватантрики Мадхъямики. Так возникло две подшколы в Мадхъямике – это Прасангика Мадхъямика и Сватантрика Мадхъямика.
Бхававивека критиковал Буддапалиту, он говорил, что если не существует относительных собственных характеристик, то невозможно будет установить четыре благородные истины: «Как вы сможете говорить о четырех благородных истинах, если не существует относительных собственных характеристик?» Эту критику со стороны Бхававивеки в адрес Буддапалиты позже опроверг Чандракирти. Чандракирти представил воззрение Прасангики Мадхъямики в полной совершенной чистоте, и благодаря этому он известен как держатель и распространитель воззрения Прасангики Мадхъямики. Поэтому, когда Атиша пришел в Тибет, он сказал: «Если вы хотите найти чистое безупречное воззрение Будды, то следуйте текстам, написанным Чандракирти. Чандракирти раскрыл воззрение Прасангики Мадхъямики безупречно, во всей чистоте и полностью». Следуя текстам Чандракирти, вы сможете познать наитончайшую пустоту, и сможете, таким образом, полностью подсечь корень сансары. В противном случае вы не сможете полностью подсечь корень сансары, потому что с точки зрения Прасангики Мадхъямики архаты, представление о которых дается в низших школах, это, как бы, не полные архаты.
Кто такой архат? Архат – это существо, полностью свободное от омрачений. Что касается презентации пустоты в низших школах, то с точки зрения Прасангики Мадхъямики, эта пустота не может полностью устранить всех омрачений. Например, если профессиональный уровень врача не высок, то он не знает, как полностью устранить болезнь. Он знает только, как лечить грубые причины болезни. Он убирает грубые причины болезни, и думает, что это делает отличным здоровье человека. Но врач высшего уровня говорит этому пациенту: «Вы еще не полностью здоровы. Тонкие причины болезни еще остаются. Это не полное выздоровление». Точно также Прасангика Мадхъямика говорит, что архаты низшей школы – это не полные архаты, у них все равно остается болезнь омрачений.
© перевод лекции геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.