Здравствуйте, мои читатели:)
В продолжение прошлой темы я хотела бы с вами поделиться знаниями о жене Лешего, Кикиморе:)
Многогранная кикимора
«Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной...»
Общее понятие о Кикиморе
«Кикимора (по-другому — шишимора) известна не всем восточным славянам. Поверья о ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он сложился
Слово кикимора (и его варианты кикимра, кукимора, кикиморка) состоит из двух частей. Первая часть „кик-“ возводится к древнему балто-славянскому корню „кик-/кык-/кук“, который имеет значение горбатости, скрюченности (другими исследователя связывается то с глаголом „кыкать“ — кричать, издавать резкие звуки, то с существительным „кика“ — хохол, чепец). Вторая — „мора“ восходит к общеславянскому корню „моръ“ — смерть. Вторая часть слова — мора в других славянских языках выступает как самостоятельное слово, обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары. В польской мифологии мора — это женщина, у которой по ночам душа может отделяться от тела, в виде мотылька проникать в чужие дома и душить спящих. Похожие верования существуют и у южных славян.
Другое название — шишимора возводят к русским диалектным глаголам „шишить, шишать“ (»копошиться, шевелиться, делать украдкой"), и это довольно точное определение поведения этого существа.
Кикиморой, как верят в народе, становится ребенок, проклятый родителями; дочь, загубленная матерью или умершая до крещения. Часто считается, что кикимора поселяется в домах, построенных на «плохом» месте, то есть там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник; где был убит или умер ребенок, или же где похоронено тело ребенка. По источникам XVIII века, кикимора — это ребенок, похищенный или обмененный нечистой силой. В XIX веке полагали, чтокикиморы — это дети, рождающиеся от связи девушек с огненным змеем.
Кикимора может появиться в доме также вследствие злого умысла, порчи: ее могут «напустить» печники или плотники при постройке дома, желая отомстить хозяевам за какую-нибудь обиду. Они закладывают сделанную из щепок и тряпочек куколку — фигурку «кикиморы» под матицу* или между бревен в переднем углу.
Кикимору обычно представляют в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в рвань, лохмотья. Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь, что ее унесет ветром.
Кикимора – это дух, и приведение из тревожного беспокойного сна. Они посылаются в дома людей Вием, сверхъестественным существом со смертоносным взглядом. этот злой и грязный старик скрывает свой взор под огромными веками и ресницами. Взглядом он убивает людей и превращает в пепел деревни.
Кикиморы известны как некрещеные дети, которых подбрасывают в дома ведьмы.
Значение имени
Произошло слово от двух корней «кик», обозначающий скрюченность, горбатость, и «мор» --во всех языках славянской группы, обозначающий смерть. Врусском диалекте есть слово «шишимора», что значит «копошиться, делать что-либо украдкой».
Возвращаясь к внешнему образу кикиморы, мы можем найти и следующие представления.: мертворожденные дети, некрещеные дети, выкидыши, либо дети от порочных связей. Поэтому считалось, что эта маленькая растрепанная девочка-дух могла поселиться в комнате, где когда-то умер ребенок, или труп младенца был зарыт под полом; возможно в доме кто-либо повесился, или не отпели покойника. В любом случае, кикиморы насылались нечистой силой, и определенно за проступки, или грехи людей.
«Кикимора болотная» – так мы часто говорим (особенно о не очень привлекательной женщине). Между тем, обитание в болоте кикиморе отнюдь не свойственно.
Само слово кикимора происходит от славянского «мара» (или мора), Марена – от имени древней богини смерти. Но когда вера предков отступает под натиском новой религии, старые боги «деградируют», превращаясь в сознании людей либо в демонов, либо во всякого рода мелких существ (безобидных или не очень), которых исследователи фольклора относят к разряду низшей мифологии. Вот и Марена-смерть превратилась в кикимору – это уже не смерть, это скорее отражение её в «кривом зеркале».
Как уже говорилось, живёт кикимора отнюдь не в болоте, а в доме (иногда её даже называют женой домового). Как и все духи, людям она показывается крайне редко, но те, кому всё-таки удалось её увидеть, дают разные описания, сходясь лишь в одном: это женщина – иногда старушка, иногда девочка, иногда девушка, но, как правило, очень маленького роста (настолько маленького, что она не покидает пределы дома, опасаясь, что её ветром унесёт) и неряшливо одетая, с распущенными волосами (впрочем, в Сибири рассказывали о кикиморе как о девушке с косой). Днём она сидит за печкой.
Поскольку кикимора женского пола, то и занятия её преимущественно женские, прежде всего – прядение. Существовала даже пословица: «Спи, девушка – кикимора за тебя спрядёт». Этот «совет лентяйкам» следует воспринимать именно иронически: рассчитывать на кикимору нельзя хотя бы потому, что пользы от её прядения никакой – только пряжу путает. И уж не приведи судьба услышать ночью, как прядёт кикимора, или тем более – увидеть кикимору за прялкой: это предвещает чью-то смерть (вот она – память о «божественном» прошлом персонажа!).
Поскольку кикимора – всё-таки женщина, у неё могут быть дети. Рождаются они на святки и называются шуликуны. Сразу после рождения они через трубу вылетают на улицу и там живут до Крещения.
Кикимора-домовой
В восточнославянской мифологии один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печкой и занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.
Считалось, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещёнными. Также крестьяне верили, что кикимору могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок куклу (фигурку «кикиморы») и закладывали её под матицу (главную балку) или в переднем углу дома.
Кикимора схожа с мокушей — злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши. Название «кикимора» — сложное слово, вторая часть которого — имя злого духа мары (моры).
Маленькая, скрюченная, уродливая, неряшливая, смешная старушка, одетая в рвань и в лохмотья. Она такая худая и сухая, что боится и на улицу выйти, чтобы ветром не сдуло. Днем кикиморы не видно. Зато ночью в крестьянской избе ей раздолье. Первым делом она проверяет, не оставила ли хозяйка на ночь прялку с недопряденной пряжей. Если оставила, да еще и перекрестить забыла, кикиморе того и надо. Возиться с хозяйской пряжей — ее любимое занятие. Прядет кикимора на печи, там, где ступеньки ведут на лежанку. Прядет и постоянно подпрыгивает и попискивает от удовольствия. Слышно, как веретено постукивает. Вот какая усердная помощница! Однако вряд ли хозяйка обрадуется — от кикиморы помощи не жди. От нее в семье одни убытки и неприятности. Встанет утром хозяйка и за голову схватится — вся пряжа измусолена, в комки спутана, нитки порваны, клубок грязный, как будто его кто-то по полу гонял. Не столько напряла кикимора, сколько все испортила. Нитки, спряденные кикиморой, легко отличить — она скручивает нить не слева направо, как люди, а наоборот. Кикимора также пытается шить, но швы, ею сделанные, неровные, а работу она никогда не может довести до конца. Недаром говорят: «От кикиморы рубахи не дождешься».
Кикимору невозможно представить без прялки, пряжи и веретена. Раньше, в XIX веке, старухи на святки специально рядились «кикиморами», чтобы потешить молодежь. Они одевались в «шаболки» — рваную одежду и брали в руки длинную заостренную палку, которая изображала прялку. Старухи садились на полати, свешивали ноги с бруса и делали вид, что пряли. «Прялки» они ставили между ног. Девушки смеялись над «кикиморами», хватали их за ноги, а те отмахивались от них палками.
Реже считалось, что кикимора — это девушка с длинной косой, нагая или одетая в белую, черную либо красную рубаху, или же крестьянка в головном уборе замужней женщины — повойнике, а иногда — с распущенными волосами. И совсем уже редко ее представляли в облике мужчины. Белорусы верили, что кикиморы — это маленькие девочки, они живут в доме и досаждают членам семьи писком, визгом и шумом. А иные утверждали, что кикимора показывается в виде какого-нибудь животного: свиньи, собаки, зайца, утки, хомяка.
Если в доме завелась кикимора — значит, там неблагополучно, «нечисто». Появляясь в доме, она начинала творить мелкие пакости: бросала и била горшки, мешала спать, стучала вьюшкой, кидалась из подполья луковицами, с печи — шубами и подушками; выдергивала волосы у хозяина, перья у кур, стригла шерсть у овец и делала из этой шерсти постели для скота, досаждала людям воем, писком, плачем. В общем, если кикимора завелась в доме, то в нем уже не жить — обязательно выживет хозяев.
Однако кое-где кикимору считали полезной: она-де помогает хозяйке печь хлебы, убаюкивать детей, мыть кринки, ухаживать за скотиной.
По поведению кикиморы можно узнать будущее: она показывается на печке или пороге дома перед смертью кого-либо из членов семьи или перед какими-нибудь важными событиями. Если кикимора усядется прясть на лавку, стоящую в переднем углу, это также к смерти кого-либо из домочадцев. Предвещая беду, она плачет или громко стучит коклюшками, плетя кружева. Кикимора отвечает стуком на заданные ей вопросы. В народе верили, что если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, она станет человеком, но на всю жизнь сохранит какие-нибудь недостатки: кривизну, заикание, слабый ум.
От кикиморы защищает молитва, упоминание Божьего имени или же, наоборот, грубая ругань. Самые лучшие обереги от нее — «куриный бог» (камень со сквозной дыркой, старый лапоть или горлышко от разбитого кувшина). Такой оберег вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур. Чтобы уберечь от нее скот, в хлеву под ясли клали заостренную палку, которой закалывают свиней. Кикимора боится можжевельника, пояском из которого опоясывают солонки, чтобы она не запускала туда свою мохнатую лапку. А если она начинает греметь посудой и бить горшки, самое верное средство — перемыть их водой, настоянной на папоротнике."
По народному календарю 15 января в Сильвестров день чистят курятники, и вешают в них оберег, называемый куриным богом. Он бережет кур от домовых и Кикимор.
Сильные запахи прогоняют прочь всякую нечисть. Поэтому, чтобы оградить свой дом от Кикимор люди оплетали солонки можжевельником, мыли посуду настоем из папоротника, либо раскладывали по углам верблюжью шерсть и ладан.
В народном календаре 1 марта празднуют день Меремьяны Кикиморы. Как святая Мариамна могла стать Кикиморой – объяснить достаточно сложно.
Таким образом, мифическая Кикимора – многосторонний образ, на счету которого, как неопасные для жизни проделки, так и приносящие смерть удушливые ночные кошмары. Удивительно, что слово Кикимора славянского происхождения, но имеет соответствующие названия для сверхъестественных героев у других народов.
Возможно, это просто образ неряшливого зануды. Но и в этом случае многие языки имеют подобные соответствия для определения такого типа людей.
На сегодня всё:)
До скорых встреч:)
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.