В первую очередь для нравственности непричинения вреда очень важны четыре акта ненасилия. Первый акт – если на вас злятся, то не злитесь в ответ. Это нравственность очень высокого уровня – не отвечать злом на зло. Это практика терпения. Если у вас есть такая нравственность, то развить шаматху гораздо легче. Если на вас кто-то разозлился, а вы в ответ разозлились в
Теперь рассмотрим, каким образом нужно медитировать. Объясняется это в двух заголовках: подготовка и установка ума на объекте медитации.
Итак, подготовка. Здесь два заголовка – это подготовка и непосредственно сама практика. Что касается подготовки, здесь Панчен-лама приводит слова Будды Майтрейи: место, где медитируют мудрые люди, должно быть таким, чтобы еда и вода были доступна. Это место должно быть благословлено практикующими прошлых времен. Там не должны легко возникать болезни, то есть окружающая среда должна быть здоровой. Кроме того, у практикующих должна быть хорошая компания, хорошее окружение. Вы все это уже знаете, я вам это уже объяснял. Здесь необходимы шесть благоприятных условий для развития шаматхи. Когда вы развиваете однонаправленную концентрацию, очень важно совершать шесть подготовительных практик, которые объясняются в Ламриме. Кроме того, важно подготовить сиденье для медитации, для этого нарисуйте свастику на том месте, где будет ваше сиденье, и положите туда же траву куша. Она предотвращает загрязнения, идущие от земли, из-за которых у вас может пропасть желание медитировать и ум станет сонным, а тело слабым. Трава куша предотвращает эти загрязнения (русский вариант травы куша — это сорго, то, из чего делают веники).
Теперь о сидении для медитации. Это может быть деревянное невысокое, около десяти сантиметров, сиденье, скошенное спереди на четыре или пять сантиметров. На этом сиденье вы рисуете свастику, кладете траву куша, а сверху подушку для медитаций. Важно, чтобы задняя часть сиденья была чуть приподнята, а передняя часть была ниже. Если это будет не так, то вы сразу же заснете. Когда задняя часть подушки приподнята, то ваш ум находится в бдительном состоянии и циркуляция ветров в теле правильная. Итак, вы садитесь всемичленную позу Вайрочаны, то есть в позу лотоса или полулотоса, разницы нет. Ваш позвоночник прямой, голова опущена немного вперед, плечи расправлены. Каждый раз, когда вы медитируете, убедитесь, что сидите в правильной позе, – эта внимательность в отношении тела тоже является практикой. Перед тем, как вы сядете медитировать, убедитесь, что у вас правильная поза: ваши ноги перекрещены, спина прямая, плечи расправлены, голова слегка опущена вперед, руки соединены, рот слегка приоткрыт.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.