Третий недостаток, обусловленный концепцией постоянства: даже если вы вспомнили о Дхарме и заставили себя заниматься буддийской практикой, ваша практика не будет чистой. Восьмой Кармапа говорил: «Если утром я не вспомню о непостоянстве и смерти, то вся утренняя практика становится пустой. Если днем не буду помнить об этом, то и дневная практика пройдет впустую. Если не памятовать о непостоянстве и смерти,
Четвертый недостаток: из-за цепляния за концепцию постоянства все другие омрачения – гнев привязанность и т. п. – увеличиваются день за днем. Когда кто-то нагрубил вам, вы, побуждаемые цеплянием за постоянство, думаете, что если вы ему сейчас не ответите, то завтра и послезавтра и через неделю он будет снова и снова это о вас говорить. А если у вас есть реализация непостоянства, вы отнесетесь к этому равнодушно: может быть, завтра вы не увидите этого человека. Вероятно, умрете вы или умрет он. Цепляние за постоянство заключает вас в тюрьму, тогда как концепция непостоянства освобождает вас.
Пятый недостаток: в момент смерти вас будет сопровождать чувство великого сожаления.
Есть четыре типа концепции постоянства. Первый заключается в представлении, что «я не умру и буду жить очень долго». У вас есть внутренне врожденное чувство, что вы проживете как минимум пятьдесят лет. Даже если вам уже шестьдесят, вы думаете, что точно проживете хотя бы лет сорок.
Сто лет прожить почти невозможно, но есть концепция постоянства. Конечно, вы не думаете, что никогда не умрете, вы не настолько глупы. Некоторые, самые глупые, вообще не думают, что когда-то умрут. Значит, они полагают, что будут жить вечно.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.