Когда в Дзогчен учат пребывать в Дхармакае, это следует понимать как принятие результата на путь. Так и в тантре, визуализируя себя божеством, мы не считаем себя долговременной целью, вовсе не подразумевая, что уже обрели этот результат.
Много лет назад один человек сказал мне: «Геше-ла, пожалуйста, убедите меня, что я будда, и тогда я стану буддой. Ведь действительно так, я просто пока
Зачем тогда прикладывать столько усилий, чтобы достичь Пробуждения, если будда такой же, как я, – не знает, что он будда. Он даже хуже меня – я-то знаю, что я не будда. Итак, если кто-то спросит вас, будда вы или нет, отвечайте, что вы не будда: «Я хочу достичь Пробуждения, но это очень трудно, для этого нужно создать много причин. Пока я даже не бодхисаттва, даже это для меня слишком трудно».
Чтобы стать бодхисаттвой, вы должны заботиться о других больше, чем о себе. А если вы не стали пока бодхисаттвой, как вы можете стать арьей Махаяны? А если вы не можете напрямую познать пустоту, как вы можете стать Пробужденным, будучи неспособным полностью очистить свой ум от омрачений?
Вернемся к теме «пустоты от другого». Вы должны понимать, что инопустота в Махамудре и Дзогчен означает, что все проявления пусты в ясном свете ума. Это значит, что все мысли возникают из ясного света и затем исчезают в ясном свете.
Каким бы плотным ни казался лед, по природе он – вода. Вода застывает и превращается в лед, потом лед тает и вновь становится водой. Точно так же все ваши мысли возникают из сферы вашего ума. Все ваши концепции, представления о друзьях и врагах и т. п. – это обозначения, которые дает ваш ум. Вы не найдете вовне ни единого объективно существующего атома.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.