Миларепа говорил: «Мне так интересно вглядываться в свой ум, что у меня нет времени проверять, чем занимаются другие люди». Внутренний мир – это нечто прекрасное, интересное. Пребывайте просто в естественном состоянии, ясности и осознанности. Когда мысль возникает, не надо ее давить, отвергать.
Что такое индуистская неконцептуальная медитация? Это просто блокирование любой мысли, когда медитирующий не позволяет ей возникнуть. Но ни к
Мирские люди, обыватели отпускают свое тело, разрешают ему двигаться, но они пускаются во все тяжкие и вообще не следят за тем, что они совершают своим телом. Тогда их тело может попасть в воду или в огонь. Они смотрят только на радугу, бегут за ней и падают. Таким образом, мы вращаемся в сансаре.
Развивая внимательность, вы бежите следующим образом: если ваше тело хочет прыгнуть, вы позволяете ему это сделать, но при этом прыгаете осознанно. С одной стороны, вы совершаете физические упражнения, с другой стороны, вы не падаете, потому что очень четко за всем следите. Это способ сделать тело сильнее безопасным для него способом. Эти наставления помогут вам достичь первой и второй стадии сосредоточения, но дальше их уже будет недостаточно. Если же вы в будущем захотите развить шаматху на основе первой йоги Махамудры, то вам будут необходимы все наставления, которые я давал раньше.
Пребывайте в природе своего ума очень расслабленно. На начальном этапе я бы порекомендовал вам делать так, как поступаю я сам. Если вы будете сидеть в позе медитации, у вас возникнет концепция, что вы медитируете, и это станет для вас помехой, вы будете быстро уставать. Вы ведь любите спать. В таком случае спите искусно. Иногда вы лежите, ворочаетесь, не можете уснуть, потом принимаете снотворное. Вам не нужны снотворные, у вас есть прекрасные пилюли медитации. Как только вы продвинетесь вперед в своем сосредоточении, то моментально уснете.
Здесь важен позитивный подход. Просто лягте и не говорите себе, что медитируете, скажите: «Я расслабляюсь в природе своего ума, в своем естественном состоянии, потому что обычно я слишком далеко ухожу от своего природного состояния. Я устал от обилия концепций. Из-за них возникает столько омрачений: гнев, зависть и прочее. Так, вначале я делаю несчастным себя, а затем и других тоже. Я хочу от этого отдохнуть». Это уже некоторый уровень отречения – усталость от омраченных мыслей, желание покоя.
В садхане Ваджрайогини не говорится о медитации на ясный свет, там сказано:
«Отдохните в своей абсолютной природе». Эту терминологию придумал не я, она существует давно, и для нас такой подход очень хорош. Итак, лягте поудобнее и скажите себе: «Не думай о прошлом и о будущем, просто оставайся в настоящем» – но в своем настоящем, а не в настоящем других людей. Смотрите за тем, как возникают ваши мысли, как они исчезают. Вы никогда обычно не наблюдаете этот процесс, а это очень интересно. Если вас начинает интересовать процесс возникновения и исчезновения мыслей, то мысли перестают возникать.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.