Увидев самосущую Майю, вы цепляетесь за эту видимость как за реальность. Объект цепляния в этом случае – это не тело и не ум Майи, а Майя. В действительности это наименование, которое вы сами же дали этой основе, но уже в следующий момент оно кажется вам не просто наименованием, но Майей, существующей со стороны объекта вне зависимости от присвоенного вами наименования.
Тело Майи действительно родилось из утробы ее матери, но такая самосущая Майя никогда не рождалась. Поскольку тело Майи родилось, то мы говорим о рождении Майи, но номинальной Майи, а не самосущей. Кстати, она будет Майей только для тех, кто в своих мыслях ассоциирует ее с этим именем, а для остальных она просто человек. А для каких-то живых существ из других миров она даже не человек, а просто живое существо.
Постарайтесь проверить все это на опыте: как феномены являются вам, т. е. как перед вами предстает основа для обозначения, как вы даете им наименования, как они являются вам после этого в качестве самосущих.
Для того чтобы познать пустоту, очень важно сначала понять, что такое объект отрицания. В древние времена те, кто медитировал на пустоту, сначала несколько месяцев исследовали объект отрицания на собственном опыте и в результате приходили к той теории, о которой я только что рассказал. Они все время наблюдали, каким является «я», как происходит цепляние за «я». Иногда они специально создавали ситуации, когда люди начинали их критиковать, и проверяли, как они воспринимают в этот момент свое «я». Проделав такой путь, вы также сможете понять объект отрицания.
Вы видите одну из основ для обозначения «я», накладываете на нее обозначение – и в следующий момент «я» уже кажется вам существующим со стороны объекта и не зависящим от мысленного обозначения. Это кунтаг. В реальности такого «я» не существует. Вначале оно не родилось, в середине не жило и в конце не разрушится.
Относительное «я» родилось, но не как некая плотная сущность. Мы говорим о своем рождении просто потому, что родилась основа для обозначения нашего «я». Основа для обозначения – это не настоящий объект, а лишь представитель этого объекта. Когда вы видите представителя Путина, вы говорите, что видите Путина, но настоящего Путина вы не видите.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.