Вашим основным объектом Прибежища должен быть не какой-то внешний, отдельный от вас Будда, но ваши умственные достоинства, качества вашего ума – в них ваше основное Прибежище, Дхарма.
Благие качества вашего ума подобны лекарству, и вам нужно стараться увеличивать и укреплять их. Кроме того, вы также должны принимать Прибежище и в Будде, и в Сангхе. Вы не должны практиковать так, как практикуют
Однако мысль о полной своей независимости и о том, что весь мир зависит только от вас, это другая крайность – атеизм. Помимо вас существует еще и Будда. Прибежище должно быть чем-то средним между этими двумя крайностями, золотой серединой. Допустим, ученик желает стать ученым. Без учителя у него уйдет очень много времени на получение нужного образования. Если он будет учиться сам по себе, заново создавать всякие научные теории, то его жизни не хватит даже на то, чтобы стать посредственным ученым, не говоря уже о вершинах учености. С другой стороны, если ученик скажет: “О, мой наставник, ты – все, только ты можешь сделать из меня ученого”, и сам вместо занятий будет только есть, спать и надеяться, что всемогущий учитель сделает из него ученого, то в результате опять же не станет ученым. Это другая крайность.
Срединный путь заключается в том, что примерно половина успеха зависит от усилий, упражнений ученика, а другая половина зависит от объяснений, инструкций учителя. Когда обе стороны присутствуют в верном соотношении, тогда из ученика получается великий ученый.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.