В буддизме даже разрешается иногда соврать. Это интересный момент. Лгать, в целом, нехорошо, но в некоторых ситуациях – допустимо, и даже может пойти на пользу. В некоторых случаях, если вы не солжете, то вы – просто дурак. Одним словом, нет жестких правил, гласящих, что это – хорошо, а то – плохо, все зависит от ситуации.
Допустим, вы увидели, что мимо вас
Точно так же, если вам известно об интимных подробностях жизни какой-то семейной пары, то, если вы первой половине расскажете о том, чем, как вам известно, занимается вторая половина, то есть опасность, что вы разобьете семью. В этом случае, опять же из сострадания и ради сохранения семьи, лучше солгать. Но при этом скажите оступившемуся человеку: «Я тебя на этот раз прикрыл, но впредь делать этого не буду».
Итак, закон кармы – это фундамент. Кроме того, существуют такие вещи, как цель и ограничения. Ограничения – это недостатки или ущерб, который мы можем причинить. Необходимо всегда взвешивать: если цель больше ограничений, то совершить действие можно, а если недостатки от действия больше цели, то от совершения действия лучше воздержаться. Если, например, пожалев голодную собаку, вы наловите рыбы чтобы покормить собаку, то это неправильно. В данном случае цель – незначительна (набить желудок собаки), но ущерб – отнятие жизни у других существ.
Еще пример. Если вы, во имя своей религии (кто-то говорит, что буддизм – это плохо), убиваете человека, то это – огромная ошибка. Злая критика в адрес буддизма не принижают его. Если вы скажете золоту: «Золото, ты – плохое», золото не станет от этого плохим. Золото всегда останется золотом, как бы вы его ни называли. Религиозные фанатики так горячо отстаивают свою религию, что готовы убивать иноверцев, это очень большая ошибка, потому что жизнь важнее, и вы не имеете права никого убивать.
© перевод лекции Геше Тинлея
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.