Учеба и наука
Решено
Аттестация - вопрос №202808
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года №209 утвержден новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. С 1 января 2011 года данный порядок вступил в силу. Новый порядок понимается как стимул поддержки отечественного учительства, так как предполагает модернизацию системы педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации учителей с учетом их
OganezovaLM февраль 13, 2012 г.
-
Всего ответов: 3
-
Уважаемая Лорине Мовсесовна, здравствуйте. Вопрос Вы задали и простой, и сложный одновременно. Он затрагивает много аспектов.
Во-первых, материальное положение психологов и педагогов в большинстве регионов остается плачевным. Поэтому, психологов с «хорошим» образованием в школах нет или почти нет. Молодых педагогов также почти нет. В силу этого аттестующие порой лояльно подходят к экспертизе профессиональных компетентностях, давая возможность чуть приподнять зарплату, хотя и для высшей категории она недопустимо мизерна (во многих регионах менее 10 т.р.). Это, так сказать, из гуманных соображений, чтобы удержать имеющихся.
Во-вторых, скользкий сам вопрос о "базовых профессиональных компетентностях" педагогов и тех кто призван их оценивать. Не хочу обобщать, но мне кажется, что "базовые профессиональные компетентности" работников школ и работников разного рода институтов постдипломного образования располагаются несколько в разных плоскостях. Я не беру в расчет тех преподавателей-экспертов, которые практически работают в школах (не курируют проекты, а ведут повседневную рутинную работу), совмещая ее с работой в институте. Педагоги, сделавшие карьеру в вузах или структурах управления образованием, по-моему, имеют серьезные проблемы с пониманием тонкостей и проблем этой рутинной работы. И это вплоть до министра. А еще более показательно — предыдущий министр. Там своя тусовка, в школах — своя.
Что касается нового порядка аттестации, то главным мотивом его внедрения, помимо решения проблемы чьей-то занятости (чьей, интересно), является идея экономии бюджетных средств. Учитывая стареющий контингент преподавателей и «накопленную годами» высшую категорию, логично попытаться скинуть большинство на вторую или вообще «на соответствие». Что, в общем-то, успешно делается.
Мне пришлось в этом году аттестовываться, отсюда такие мои выводы. Интересно, что с начала года аттестуемым предлагались вопросы, на которых заведомо нельзя было получить необходимые баллы, на случай, если будут претенденты на высшую. С лета их вроде заменили. Я думаю, конкретный порядок в каждом регионе свой, может в Вашем все не так. Но мне помогло пройти эту процедуру только то, что я работал в этом институте незадолго до этого, т.е., побывал и «по ту сторону». Так что все неоднозначно как-то.
Лучший ответ по мнению автора -
Добрый день, Анатолий Михайлович! Я просмотрела аттестационные материалы многих регионов — от накопительного портфолио и тестов до экзамена в форме ЕГЭ. Ростовская область взяла за основу модель, предложенную Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, практически ничего не изменив. Эта модель основана на оценке уровня квалификации педагога, предполагающая экспертную оценку профессиональных и личностных компетенций по 6 направлениям. Эксперту либо нужно обладать самому специальными компетенциями, либо формально подходить к этой оценке, делая вид, что ему удалось объективно провести экспертизу, ведь по приказу министерства эксперт должен в течении 12 дней проводить исследование. А если в неком ,,,,, яновском районе он практически один по данному направлению, а аттестуемых много, о каком качестве экспертизы может идти речь. Ни один директор школы не отпустит своего учителя на такую долгосрочную процедуру. Вот и приходится экспертам за два дня, основываясь на ситуативных ощущениях и одном уроке выносить свои оценочные суждения и писать шаблонные экспертные заключения.
Вот экспертный лист оценки:
1. Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1
2
3
4
5
1
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса
2
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
3
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе
4
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
5
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся
1.2. Самоорганизованность
1
2
3
4
5
1
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока
2
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
3
Рабочее пространство учителя хорошо организовано
4
Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации
5
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
1.3. Общая культура
1
2
3
4
5
1
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
2
Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам
3
Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни
4
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
5
Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической
деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями обучающихся
1
2
3
4
5
1
Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету
2
Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
3
Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока
4
Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся
5
Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока
2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
1
2
3
4
5
1
Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока
2
Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач
3
Умеет сформулировать критерии достижения целей урока
4
Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока
5
Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
1
2
3
4
5
1
Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока
2
Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения
3
Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой
4
Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока
5
Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
1
2
3
4
5
1
Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету
2
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся
3
Демонстрирует успехи обучающихся родителям
4
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам
5
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
1
2
3
4
5
1
Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации
2
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета
3
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности
4
Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке
5
Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
1
2
3
4
5
1
Умеет активизировать творческие возможности обучающихся
2
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала
3
Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий
4
Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности
5
Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы
деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания
1
2
3
4
5
1
Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации
2
Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы
3
Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы
4
Владеет современными методами преподавания
5
Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии
4.2. Компетентность в предмете преподавания
1
2
3
4
5
1
Хорошо знает преподаваемый предмет
2
Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей
3
При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.)
4
В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов
5
Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
1
2
3
4
5
1
Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся
2
Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом
3
Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей
4
Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями
5
Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и
принятия педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу
1
2
3
4
5
1
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к
содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ
2
Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки
3
Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету
4
Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач
5
Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее
обоснованность
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы
1
2
3
4
5
1
Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов
2
Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество
3
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы
4
Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства
5
Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
1
2
3
4
5
1
Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они
расходятся с его точкой зрения
2
Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению
актуальных вопросов школьной жизни
3
Умеет аргументировать предлагаемые им решения
4
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов
5
Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
1
2
3
4
5
1
Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог
2
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом
3
Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами
4
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий,
проектов, программ и др.
5
Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся
1
2
3
4
5
1
Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать
2
Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности
3
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами
4
Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности
5
Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-
пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
1
2
3
4
5
1
Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании
2
Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки
3
Применяет различные методы оценивания обучающихся
4
Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся
5
Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности
-
Добрый вечер, Лорине Мовсесовна.
В моем случае в экспертном заключении был такой заведомо «непроходной» пункт, который я считаю абсурдным для аттестации психологов общеобразовательной школы: Кол-во детей, получающих наряду с психол. помощью дополнительные услуги по направлению работы: лечебный массаж, психиатрическую и медицинскую помощь.
3 — 100% обучающихся получают; 2 — от 50 до 100%; 1 — менее 50% получают дополнительные образовательные услуги на бесплатной основе.
Никто из причастных к аттестации специалистов не смог объяснить, как в обычной школе могут быть дети, требующие психиатрической помощи, да еще в таких количествах. Не объяснили откуда взялся этот пункт, но и из заключения не решились убрать. Были и еще несколько таких мягко говоря нечестных приема для снижения категорий, особенно в части участия в международных… А баллов требовалось более 90% для высшей категории. Сейчас эти пункты убрали и требования смягчили, но мнение, что основной мотив Министерства образования — экономия средств — так и осталось.
В представленной Вами анкете много интересных пунктов, видно, какая работа должна быть проведена, чтобы сначала сформировать данные компетенции, а потом пытаться оценивать. Причем, методы оценки не столь очевидны. А в целом, как я вижу изнутри, меры контроля «сверху», в основном, негативно сказываются на образовательном процессе.
-
А в коррекционных школах с аттестацией психологов ситуация вообще плачевная. Т.к. в том же ИПКРО большинство не имеют представления о специфике работы психолога, но оценивать как-то надо.
-
Уважаемые коллеги! Извините за задержку моего комментария на Ваши вопросы.
Что касается этой таблицы оценки экспертами уровня квалификации педагогических работников, она действительно очень интересна и впервые дает возможность баллированной, а не аналитической, оценке деятельности (Болонские соглашения, увы Россия все шире и шире открывает окно в Европу)
Для подтверждения требований первой квалификационной категории нужно набрать от 3.3 до 4.29 баллов, а на высшую — от 4.3 до 5 баллов. Оценивание производится по принципу «5» — абсолютно представлен параметр, «4» — в большинстве случаев, «3» — итак, и этак, в среднем ни да, ни нет в зависимости от условий, «2»- слабо выявлен параметр, «1» — почти не выявлен. В итоге подготовленный педработник в целом в нашей Ростовской области без особых препятствий набирает нужное количество баллов, и эксперт, посетив один или два урока и проанализировав всю методическую систему педработника, определяет его итоговый балл, который является средним арифметическим по всем показателям, а затем по шести базовым компетенциям.
Что касается экспертизы деятельности педагога-психолога, действительно, есть сложности. Мы готовим в рамках курсов экспертов по новой модели аттестации, и их деятельность позиционируется нами исключительно как распредмеченная, не связанная ни с каким то предметным содержанием, это специалисты как в правой, так и в левой ноздре, наша кафедра психологии принимает в этом активное участие.
Похожие вопросы
Я Таджиев Ф,С. , дмн,проф. (64 года, пенсионер), отличник здравоохранения УзР , до августа 2017 года работал зав.каф. терапии ФУВ Самаркандского
сентябрь 14, 2017 г.