Бизнес

Возврат излишне уплаченного налога п. 7 ст. 78 НК РФ, п. 2.1 ст 52 НК РФ - вопрос №4054294

Согласно пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость (далее — КС ).

Решением суда от 06.07.2017г., вступившим в законную силу 08.08.2017 (далее – Решение суда от 06.07.2017г.), действия органов кадастрового учёта (далее – ОКУ) по определению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений относительно спорного земельного участка (далее – ЗУ) признаны незаконными.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Незаконные действия ОКУ по определению и внесению в ЕГРН сведений относительно КС ЗУ повлекли за собой увеличение земельного налога более чем в 67 раз, указанными действиями было нарушено право истца на уплату законно установленного земельного налога.

Для восстановления своих прав, Истец обратился в Инспекцию ФНС (далее – Инспекция) с Заявлением от 20.02.2018г.в котором просил Инспекцию пересчитать размер земельного налога по ЗУ и вернуть излишне уплаченный налог.

На указанное заявление Инспекцией в адрес Истца направлено письмо от 05.03.2018, в котором сообщалось, что в резолютивной части Решения суда данные об обязании ОКУ внесения сведений об оспариваемой КС ЗУ отсутствуют. Соответственно, КС ЗУ установленная ранее не подлежит корректировке. С учетом вышеизложенного, оснований для перерасчета земельного налога в отношении ЗУ, а также возврата уплаченных денежных средств у Инспекции нет.

Для обязания ОКУ внесения достоверных сведений об оспариваемой КС ЗУ в ЕГРН Истец 23.09.2019 года обратился в суд с исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений.

Решением суда от 02.07.2020 исковое заявление к ОКУ об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений было удовлетворено.

15.09.2020 ОКУ внесли в ЕГРН, на дату исчисленного ранее земельного налога, достоверные сведения о КС ЗУ.

Истец, устранив основания препятствующие восстановлению своих прав, ПОВТОРНО обратился к Инспекции с заявлением от 30.09.2020 г. о перерасчёте и возврате земельного налога.

На указанное заявление Инспекцией в адрес Истца направлено письмо от 13.10.2020, в котором Инспекция сообщает, что произвести перерасчет земельного налога не представляется возможным по следующим основаниям:

Согласно пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

При этом следует учитывать, что Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступили в силу с 1 января 2019 года и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

ВОПРОС№1: Правильную ли защиту нарушенного права на уплату законно установленного земельного налога (далее – Право) выбирает Истец при подаче искового заявления о признании бездействия налогового органа (Инспекции) незаконными.

1. В отношении положения п.2.1 ст. 52 НК РФ. (перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом)

На основании ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из буквального толкования положений части 2.1 статьи 52 НК РФ, она не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до вступления данной нормы в законную силу.

Право Истца было нарушено до даты вступления в законную силу части 2.1. статьи 52 НК РФ, о чём свидетельствует Решение от 06.07.2017г. в котором действия ОКУ, по определению и внесению в ЕГРН сведений относительно КС ЗУ признаны незаконными.

При этом спорные правоотношения между Истцом и Инспекцией возникли с момента начала восстановления Налогоплательщиком своих нарушенных прав, а именно с даты подачи Заявления от 20.02.2018г о пересчёте земельного налога по ЗУ, исчисленному Инспекцией от недостоверной кадастровой стоимости.

2.В отношении положения п. 7 ст. 78 НК РФ. (устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога)

Истцу о нарушении своего права уплачивать законно установленные налоги и как следствие о праве на возврат суммы излишне взысканного налога стало известно после вступления в законную силу 08.08.2017г. Решения суда от 06.07.2017г.

Действия по восстановлению нарушенного права он начал предпринимать:

— с 20.02.2018 года дата подачи заявления в Инспекцию с требованием сделать перерасчёт и возврат земельного налога исчисленного ранее с применением недостоверных сведений о КС СУ

— с 23.09.2019 года дата когда Истец обратился в суд с исковым заявлением к ОКУ. об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений.

Истец считает, что срок исковой давности на предъявление требований о возврате или зачёте излишне уплаченных налогов не пропущен в связи с несоблюдением налоговым органом обязанности по информированию о возникшей переплате. (пункт 3 статьи 78 НК РФ). При этом нужно учитывать, что переплата по налогу возникнет только после его перерасчёта.

Согласно п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

ВОПРОС №2 Есть ли ещё какие то способы защиты, что бы обязать налоговые органы произвести перерасчёт и возврат излишне уплаченного налога.

ноябрь 11, 2020 г.

  • Всего ответов: 0