Психология
Решено
волевая сфера ребенка - вопрос №579418
Здравствуйте!
Подскажите, как воспитывать волевую сферу личности сына 12-ти лет? Он активный и жизнерадостный ребенок, занимается брейкдансом в студии современного танца, любит путешествовать и общаться с друзьями.
У нас с ним отличные взаимоотношения, но только тогда, когда дело не касается учебы. Он все понимает, говорит, что собирается в будущем учиться в университете, но… Уроки сам никогда делать не начинает, а еслии делает,
Я пробовала отпустить ситуацию, несколько месяцев не проверяла уроки, не смотрела в дневник, но говорила ему, что делаю это, потому, что хочу ему доверять, ведь он же взрослый и хочет вести себя по-взрослому. Результат не заставил себя долго ждать. Оценки в конце четверти сказали все сами за себя.
Отсутствие воли у моего сына проявляется не только в отношении учебы: он сам не хочет поддерживать порядок в своей комнате, не следит за своей обувью, без напоминания не чистит зубы.
Добавлю, что я сама — активная и жизнерадостная, участвую в его школьной общественной жизни, ежегодно провожу отпуск на море вместе с сыном.
Подскажите, как объяснить ребенку, что во всех сферах жизни нужно прикладывать усилия, выполнять хотя бы свои обязанности, в числе которых и учеба.
сентябрь 25, 2013 г.
-
Всего ответов: 6
-
Добрый день, Ольга
Прилагать волевое усилие, это значит, делать то, что не хочется.
А как заставить делать то, что не хочется. Нужно подойти с другой стороны, начать обучение с вырабатывания качества честолюбия, стремиться быть первым и лучшим.
Возможно, надо начать с детальности, вместе выбрав учебный предмет-задание (он может меняться) проработать его досканально, показав тем самым, как нужно выполнять домашние задания, этим вырабатываеся глубинное изучение предмета. С этими действиями придет и упорство.
С уважением,
-
Сила воли — это в первую очередь сила желания. Поэтому для того, чтобы проявилась сила воли, нужно сначала создать сильное желание. Например, нарисовать образ того, как он будет собой гордиться, когда что-то сделает; или любой другой, который вызывает у сына положительные ассоциации.
-
Доброго дня, Ольга. Возможно, школа у Вашего ребенка стоит не на первом месте, поэтому, и уделять ей много времент он не считает нужным. Как часто он ходит на брейк-данс?
По поводу порядка — возможно, ему достаточно того «порядка», который у него есть. Как должен выглядеть порядок по-Вашему?
-
Ольга, волевая сфера не воспитывается, а тренируется. Не стоит ожидать от ребенка, что он будет проявлять волевое усилие для достижения результата в далеком будущем. На такое редко способны даже взрослые.
Ваш сын пока способен проявить волю только для достижение сиюминутного результата: избежать наказания или получить похвалу или поощрение. Сначала Ваш контроль должен быть почти непрерывным, затем надо постепенно переходить к тому, чтобы контролировать результат. Сначала Вы контролируете результат во время приготовления уроков раз в полчаса. Потом раз в час. Потом контролируете выполнение всего домашнего задания по результату. И только потом можно ожидать от ребенка самостоятельного выполнения домашних заданий ежедневно, на фоне лишь эпизодического контроля со стороны учителей и родителей. Лично я пока вынуждена ежедневно контролировать сына ровесника Вашего на предмет качества приготовления уроков. Но у меня очень высокие требования.
Такая постепенная тренировка не должна быть тяжелой. При этом какими бы ни были успехи сына в тренировке волевой сферы, ваше отношение к этим успехам должно быть позитивным. Ни в коем случае нельзя выражать недовольство тем, что волевая сфера пока слабая, ребенок в этом не виноват. Наоборот, следует хвалить за малейшее улучшение в этой области.
А ругать и тем более наказывать следует только за неудачу в конкретных «тренировочных упражнениях». Не сделал уроки — наказан. Но именно за то, что конкретно сегодня не сделал, а не за то, что лентяй вообще.
При этом наказания должны быть легкими, но достаточными для того, чтобы тренировки волевой сферы не срывались. Не требуйте от сына многого, но и не позволяйте ему уклоняться от таких тренировок.
Волевое усилие постепенно будет становиться привычным и необходимым.
Когда Ваш сын начнет быстрее делать уроки, у него станет появляться дополнительное свободное время. Это добытое собственным волевым усилием время он имеет полное право потратить на развлечения. А Ваша задача тут заключается в том, чтобы помочь ему развлечься. Эти добытые собственной волей минуты должны быть особенно радостными.
Не требуйте проявления волевых уилий сразу во всем, начните с самого главного.
Лучший ответ по мнению автора -
Ольга, подскажу вам ту вещь, которая меняет все ситуации, связанные с вашим сыном. Первое, ваш ребенок с самого детства жил в вашей семье, где то он подсмотрел, что можно поступать так, как он поступае. Я вам предложу сделать следующее — напишите в столбик в се, что вам не нравится в вашем сыне, то, что вы хотите в нем изменить. Затем пред каждым словом поставьте местоимение «Я» и вы много о себе узнаете, того, что и не догадывались, и самое главное будете знать, что в себе изменять и корректировать, чтобы это изменилось в вашем сыне. Как говориться «В своем глазу бревна не видим...» Захотите профессиональной трансформации — обращайтесь за индивидуальной консультацией.
-
Ольга, если мой ответ действительно понравился, пишите мне в личку. У нас с сыном аналогичные задачи и обмен опытом не помешает и мне.