Психология

Добрый день! Очень нужна Ваша... - вопрос №951765

Добрый день! Очень нужна Ваша консультация. Моей дочери 11 лет, учится в 5 классе, с 1 по 4 класс почти отличница, любимый предмет математика. Она левша, со всеми вытекающими отсюда последствиями. У нее замедленный темп письма, в начале года года не успевала записывать за учителями, было ощущение, что пишут два разных человека — где пишет быстро — масса грамматических ошибок,хотя прекрасно знает как пишется слово, спрашиваю, почему так написала, отвечает «спешила, нужно было быстрее писать». Сейчас вроде с этим справились. Но возникла другая проблема — на уроках математики они почти каждый урок пишут самостоятельную работу, решение примеров. Открываю тетрадь, «тройка», в элементарных примерах на деление и умножение масса ошибок. Почему? Ты ведь прекрасно считаешь, даже в уме — «не успеваю, времени всего 15 минут», хотя если пишут контрольную работу на весь урок с более сложными задачами, заканчивает ее раньше времени и оценка «пять». Пробовала разговаривать с учителем, пыталась объяснить, что у левшей мозг работает несколько по другому (прочитала на эту тему массу литературы), ответ «К этому возрасту уже должен сформироваться навык быстрого письма, времени вполне достаточно, другие же справляются, а как она будет в 11 классе ЕГЭ сдавать, там ведь также лимит времени.» А если навык быстрого письма у моей дочери -левши никогда не сформируется? Как быть, смириться с тем, что у дочери «тройки» за самостоятельные, которые влияют на четвертные оценки, хотя предмет она знает очень хорошо, с легкостью усваивает новые темы? Но ведь у ребенка пропадает мотивация. Заранее благодарна за ответ. С уважением Морозова Наталья.

Дополнение автора от февраль 13, 2014 г., 10:30:12

Огромное спасибо за ответы. Но мы не ругаем свою дочь ни за плохой почерк (что есть, то есть), ни за плохие оценки, не предъявляем к ней завышенные требования.  Наоборот, настраиваем на позитив. Да и учителя к ее почерку претензий не предъявляют, единственное — выход за поля. Когда не требуется спешка, она пишет очень грамотно, у нее для ее возраста очень обширный словарный запас. У нее нет никаких навязчивых движений. Учителя у нас в классе достаточно доброжелательные, ребенку нравятся. Из школы приходит веселая, делится впечатлениями, и в школу идет с желанием. Дома при подготовке домашнего задания по математике даже не всегда считает в столбик, делает вычисления в уме. И не справляется она именно с 15минутными самостоятельными, простейшими примерами на вычисление, но с ограничением по времени. Похоже на цейтнот — или писать быстрее, или правильно считать, но только одно из двух. При сравнении контрольной, которая длится целый урок, с достаточно сложными заданиями, и самостоятельной на 15 минут с элементарными примерами складывается впечатление, что их выполняли два разных человек. Математика вообще у моей дочери любимый предмет, в 3 и 4 классах она участвовала во всероссийской математической олимпиаде и занимала 2 и 1 место в школе, набирала достаточно высокое количество баллов. А задания там далеко выходят за рамки школьной программы. Как-то сложно поверить во временное 15-минутное отупение ребенка. А по русскому языку все в порядке. История и природоведения, где учителя говорят быстро — там масса ошибок, но к орфографии там никто претензий не предъявляет, да и мы дома ошибки исправляем. Причем я прошу дочь по буквам произнести слово, которое она неправильно написала — произносит без ошибок. А почему так написала? — Спешила.

Похоже, что левши у нас до сих пор нечто непознанное и непостижимое. Каждый из них либо пытается как-то приспособиться, либо смириться с непониманием их окружающими и уйти в свой мир. Хорошо еще, что их как в средние века, не сжигают на кострах и даже не переучивают писать правой рукой. А как работает мозг человека — хоть правши, хоть левши, еще надолго останется загадкой.

С уважением Наталья Морозова. Очень приятно пообщаться с грамотными специалистами!

Наталья февраль 13, 2014 г.

  • Всего ответов: 3

  • Алексей Яровой - аватарка

    Алексей Яровой

    110-й в Психологии

    Добрый день, Наталья! Я так думаю, что у Вашей дочери есть скрытый страх допустить ошибку во время письма. И сформировался он во время обучения письму. Выясните во время беседы с ней и вспоминая, заставляли ли Вы ее писать более правильно, более красиво, более внимательно и т.п. Возможно учитель повлиял таким же образом. Вероятней всего сейчас вопрос не в скорости ее мозга, а в навязчивом желании писать «более». Если выяснится, что мои предположения верны дайте знать.

    февраль 13, 2014 г.
  • Ирина Оболенцева - аватарка

    Ирина Оболенцева

    88-й в Психологии

    Добрый день, Наталья!

    Безусловно, ваши предположения относительно мозговой деятельности вашей дочери имеют место быть. Однако мне кажется, что здесь дело в другом. Ведь, подумайте, в целом, 15 минут все-таки достаточно для решения и написания задачи. Учитель опять же, не с неба взял эту цифру. Скорее всего, проблема именно в страхе. Только, на мой взгляд, это не стремление «быстрее писать», а «боязнь не успеть решить».

    Знаете, есть такой феномен, называется «детская школьная невротизация», которая и провляется в страхе быть неуспешным, отстутствием нормального общения с учителем. Но, главным признаком являются физические проявление: почесывания, подергивания, потряхивания ногами и руками. Но эти феномены проявляются только в невротизирующей обстановке ( то есть школе). попробуйте уточнить у классного руководителя поведение ребенка в школе. И кстати, в 5 классе у многих детей происходит так называемая адаптация, что может усложнять процесс обучения. (При переходе в среднее звено, меняется стиль обучения, появляется много новых предметов и учителей, что требует привыкания и адекватного восприятия). 

    также обратите внимание на письмо дочери дома, в спокойной обстановке и в школе. Но для объективной оценки возьмите тетради не по русскому языку, а те предметы, которые не требуют срочного написания. Если разница заметна, то это будет означать, что все же школа приводит ребенка в нервное напряжение. 

    Для снятия этих симптомов ребенку нужна доброжелательная позиция дома. Вы можете помочь ребенку с уроками, поиграв в школу, где возьмете на себя роль учителя. Ваша задача показать ребенку, что школа — место, где не стоит переживать. Обратитесь к психологу за помощью. Еще лучше, если ваша дочь будет ходить на развивающие занятия для снятия нервного напряжения. 

    успехов Вам!

    С уважением, Ирина

    февраль 13, 2014 г.
  • Демиденко Ольга Владимировна - аватарка

    Демиденко Ольга Владимировна

    23-й в Медицине

    Здравствуйте Наталья! Вам лучше всего обратиться к нейропсихологу, т.к. у левшей часто нарушены межполушарные взаимодействия, которые и приводят в таким нарушениям, как трудности в концентрации внимания,  трудности в переключении внимания. После занятий с нейропсихологом подобные нарушения уходят.

    С уважением.

    февраль 13, 2014 г.
    Ответ понравился автору