Как обещала, сегодня расскажу вам более подробно о Богине Марене (Маре). С одной стороны, Мара (одна из дочерей Лады) – очень мрачная Богиня, богиня смерти, черного колдовства (недаром ее ассоциируют с римской Гекатой, зимы, холода, болезней и гнева. Корень ее имени — «mara» переводится с санскрита как «убивающий, уничтожающий», а в буддийской мифологии встречается божество по имени Мара, персонифицирующее «зло» и несущее смерть.
Как было написано в прошлом блоге (по одной из легенд), была Мара сначала женой Даждьбога, светлого солнечного бога, которого покинула ради Чернобога, Кащея, и сбежала с ним в его навье царство. Это объясняется тем, что, по-видимому, изначально Мара была единой Богиней и жизни, и смерти. В начале Зимы она умирала, переходила в мир Нави, а весной возрождалась, возвращалась в мир Яви (здесь прямая корреляция с греческой Персефоной и римской Прозерпиной). Поэтому в другой своей ипостаси, Мара — светлая богиня всего живого, роста и растительности. Здесь очень интересна ее сходство со скандинавской Хель (богини смерти и подземного мира), одна половина лица (тела) которой живое, а другое мертвое.
Также Мара – богиня мерности, меры, измерений. Мир яви – это одно измерение, четырехмерное, умирая, душа человека попадает в светлый Ирий – другое, более многомерное измерение, чтобы через время заново родиться. А Мара контролирует этот переход. Не будет Мары — не будет перехода, поэтому Даждьбог и отправился на поиски исчезнувшей Мары, потому что Марена несет с собой не только смерть, но и перерождение, освобождение от бренного, одряхлевшего тела.
Числом Мары является 9-ка — число совершенства (см. подробнее про это один из моих блогов), и это имеет глубокий сакральный смысл. Любое совершенство, идеал – статичен, это конец эволюции. Достигнутое совершенство должно быть разрушено, чтобы снова наступило развитие. Или же совершенство можно рассматривать, как конец старого, и начало нового витка, цикла (развитие по спирали), переходом в другое состояние. Этот символизм отлично отражен в нулевой карте старших арканов Таро – карте Дурак. Дурак начинает свое мистическое путешествие от Кетер, самой высокой абсолютной Сфиры древа Сефирот, он преодолевает пропасть от непроявленного и начинает шаг за шагом эманировать в проявленное. По сути говоря, Дурак здесь — Бог, так как ни один смертный не может достичь совершенства Кетер. И в то же время это карта не Бога, а Дурака, самая первая карта, показывающая «новичка», только начинающего путешествие. Потому что когда он достигнет сфиры Малькут, самой последней сфиры – мир яви, проявленный мир, он снова будет, как это ни странно, в Кетер, потому что Малькут одного мира (состояния, развития, духовного осознания) является Кетер другого. 9 также число, необходимое, чтобы завершить начатый процесс (9 месяцев ребенок вынашивается в утробе, на 9-й день после смерти душа отправляется в Ирий), но об этом я уже писала.
Символами Мары являются ворон, черный лебедь, черепа и серп, которым она подрезает жизни. Ее растения – можжевельник, ель, сосна, осина. Ее владения – мир Нави, попасть в которые можно по Калинову мосту через реку Смородину. Нередко ее сопровождают дочери — Лихорадки, одна из которых Кикимора (по разным источникам их 9, 12, 13). Считается, что они в темное время суток стоят под окнами людей и заунывными голосами зовут их. Если кто откликнется – заболеет или даже умрет. Здесь заметна корреляция с ирландскими Баньши, печальными эльфами, пророчащих беду и смерть. Чтобы противостоять им, славяне читали наговоры от 9-ти недуг, а самым сильным растением считали девятисил (способно вылечить от 9-ти болезней).
Мара иногда выглядит как прекрасная молодая девушка с черными волосами, в красных или белых одеждах, а иногда как старуха с серпом (классический вариант воплощения смерти) в нищенских одеждах. Это объясняется тем, что когда Мара только берет правление в свои руки (на землю приходит зима), она молода, полна сил и энергии. А к концу зимы ее силы истощены, она почти умирает, чтобы к следующей зиме снова возродиться.
Днем Мары Зимней является 13 января, именно в этот день Мара-Владычица вступает в свою полную силу и выпускает в явный мир сестриц Лихорадок-Трясовиц (здесь сыграло свою роль поверье, что их именно тринадцать). Обычные люди его не празднуют и стараются провести тихо-мирно, в кругу семьи, т.к. он считается опасным для всех живых. С утра люди обмывают притолоки дверей заговоренной или церковной водой, читают обережные заговоры на окна и двери, к вечеру их плотно закрывают/занавешивают. На ночь ставят подношение домовому с просьбой оградить дом и всех его обитателей от обитателей Нави.
В этот день только некоторые ведуны да ведуньи проводят обряды (как на исцеление, так и наоборот) и делают требы Зимней Владычице.
Однако и простой люд чтит Мару и проводит обряды с обращением к ней.
К примеру, на исходе зимы, на Масленицу, славяне сжигали чучело Марены, и таким образом символически «изгоняли» зиму и праздновали приход нового весеннего солнца — Ярилы. С идолом Мары обходили селение, если начинался падеж скота или мор людей, а также, если ожидалось нападение врагов. Люди просили Марену отворить на время врата между миром мертвых и миром людей, чтобы духи воинов-предков могли помочь в бою. Здесь она коррелирует с кельтской Матерью Морриган, которая также приносила смерть как избавление раненым в бою воинам, а также утешала их и провожала в царство мертвых (не даром не просто Морриган, а Мать Морриган, утешительница).
Разумеется, Мара прежде всего Богиня тьмы, зимы и смерти, поэтому непосвященным обращаться к ней за помощью не советую. В то же время она может помочь не только в черных колдовских обрядах, но также и при снятии порчи или другого негатива, так как Мара приносит освобождение. Ну и, конечно же, Мару не следует демонизировать и бояться (недаром среди славян выделяются марийцы – последователи культа Мары), которые понимали, что без смерти невозможна жизнь, и поклонялись ей, прежде всего, как Богине перехода.
Удачи вам и истины, с уважением, Иволга.
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.