Людмила, спасибо вам за статью. Прочитав ее первый раз, я осознала, что раньше не рассматривала само наличие возможности желать, как проблему (определяя ее как основной компонент психики и энергетический резерв). А при отсутствии у клиента собственных желаний — относила это к конформизму и защитным механизмам психики.
Проанализировав вопрос постановки и реализации желаемого с позиции общей способности индивида к данной деятельности и, перечитав очерки Фрейда, пришла к выводу, что Да! первичный опыт определяет эту самую базовую возможность как желать, так и иметь. Но, исходя из высказываний того же З.Фрейда: «Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию» — т.е. для формирования позиции желание-намеренье-потребность стоит возыметь наглость регрессировать до уровня раннего детства. И давая развитие внутреннему Ребенку черпать энергию как для определения истинного желания, так и для намерения его получить. А это уже дело выбора каждого, о котором и писал в своих трудах дедушка Фрейд:
«Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были.»
«Люди находят действительность неудовлетворительной и поэтому живут в мире фантазий, воображая себе исполнение своих желаний. Сильная личность выбирает воплощение этих желаний в реальность. Слабая так и живёт в этом своём мире и её фантазии воплощаются в симптомы различных болезней.»
«Мы все в глубине души считаем, что у нас есть основания быть в обиде на судьбу и природу за ущерб, как врожденный, так и нанесенный нам в детстве; все мы требуем компенсаций за оскорбления, нанесенные в наши юные годы нашему самолюбию. Отсюда проистекает претензия на исключение, на право не считаться с теми сомнениями и опасениями, которые останавливают остальных людей.»
Еще раз спасибо за новый, более глубокий, взгляд!
Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.